• Словесные игры и их влияние на развитие высших психических функций

    Дата: 2020.04.23 | Категории: Психологические рекомендации | Метки:

    Мындреску М.С. — педагог-психолог

    В дошкольном возрасте дети играют всегда и везде, через игру они познают мир, приобретают новые навыки, пробуют разные роли.

    Одной из важных категорий игр можно назвать словесные игры. Они отличаются от других игр полным отсутствием внешнего действия, движения. Игровой сюжет проявляется в них только в словесной форме. В нем и есть главная цель игры – превзойти своего соперника в сообразительности и быстрой реакции. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так как в играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы выделяя характерные им признаки, сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.

    В младших и средних группах игры со словом в основном направленны на развитие речи, восприятие правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитию правильной ориентировке в пространстве.

    В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.

    Игры для детей 2-3 лет.

    «Коза рогатая»

    Идет коза рогатая,

    Идет коза бодатая

    За малыми ребятами.

    Ножками топ-топ,.

    Глазками хлоп-хлоп,

    Кто каши не ест,

    Молока кто не пьет —

    Забодает,

    забодает,

    забодает.

    На птичьем дворе

    Наши уточки с утра — Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

    Наши гуси у пруда — Га-га-га! Га-га-га!

    А индюк среди двора- Бал-бал-бал! Балды-балда!

    Наши гуленьки вверху — Грру-грру-у-грру-грру-у!

    Наши курочки в окно — Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

    А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку!

    «Как кричат уточки?» -спрашиваем.

    Дети отвечают. Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков.

    Игры для детей 3-4 лет.

    «Музыкальные слова»

    Пропеваете слова с прохлопыванием ритма. на 1, 2, 3, слога.

    «Один- много»

    Использовать домашние предметы. 1 тарелка, много- тарелок,1 стул, много- стульев.

    Это тарелка, это тарелки ит. д.

    «Рифмы»

    Говорите слово, ребёнок добавляет в рифму, не получается, показываете как. Ложка-картошка, морошка, плошка, серёжка.

    «Кто что умеет»

    Подбираем глаголы. Мама что умеет (стирает, моет, гладит, готовит. Дождик_ -льёт. капает, стучит по крыше ит. д.

    Игры для детей 5-7 лет.

    «Скажи наоборот». Назовите ребенку слово, например «холодный». Задача ребенка найти слово-антоним- противоположное по значению: «горячий; «лето-зима»; низкий-высокий»; плохо-хорошо».

    «Найди ошибку». Прочитайте ребёнку предложение, спросите, из какой оно сказки и что в этом предложении не так.

    — Жила-была коза. И было у неё семеро маленьких котят.

    — Испекла мама пирожки и попросила дочку Синюю Шапочку отнести пирожки дедушке.

    — НифНиф построил себе стеклянный домик, Нуф-Нуф – хрустальный, Наф-Наф – кирпичный.

    — Говорит печка: «Съешь мои пирожные – скажу, куда гуси-лебеди полетели».

    — Опустил волк свой хвост в прорубь, сидит да приговаривает: «Мёрзни, мёрзни волчий хвост».

    «Кочерга». Эта игра подойдет для детей старшего дошкольного возраста. Интереснее играть в нее с группой детей. Ребенок выбирает себе имя из кухонной утвори: кочерга, кастрюля, поварешка, тарелка, чашка, вилка и т.д. Взрослый задает вопросы:

    «Как тебя зовут?»-Поварешка.

    «А как зовут твою маму?»-Поварешка

    «Что ты сегодня кушал?»-Поварешку

    » С кем ты гулял?»- с Поварешкой

    «Кто твои друзья?» -Поварешки.

    Кроме того, что эта игра развеселит детей, она поможет научиться склонять предметы в роде, числе и  падеже.