Детский сад №40 - Центр развития ребенка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тобольска

Особенности и развитие познавательных психических процессов детей дошкольного возраста


Автор: педагог-психолог Антипина Н.А.

Внимание ребёнка младшего дошкольного возраста в основном непроизвольное. Оно привлекается яркими, необычными  предметами или звуками. Постепенно малыш учиться сосредотачивать своё внимание по просьбе взрослого. К 6-7 годам развивается произвольное внимание, когда ребёнок способен усилием воли сконцентрироваться на объекте, иногда даже вопреки своему желанию и работать не отвлекаясь до 10 минут.

Как развивать? Предложите ребёнку ряд зданий:

  1. Нарисуйте несложный узор из геометрических фигур. Пусть малыш его скопирует. Теперь пусть ребёнок нарисует вам такое же задание, выполняя которое вы намеренно допустите ошибки. Пусть ваш «учитель» сам найдёт их, задействуя своё зрительное внимание.
  2. Соберите по квартире звучащие предметы: целлофановый пакет, листок бумаги, ложки, крупу в баночке, карандаши, колокольчик, погремушку, бубен и т.д. Встаньте за спиной ребёнка и звените. Малыш сосредоточит всё своё слуховое внимание, чтобы угадать, какой предмет звучал. Обязательно поменяйтесь ролями.
  3. Для следующей игры понадобятся другие атрибуты: твёрдый и мягкий мячики, вата, ложка, палочка, кисточка, кубик и т.д. Рассмотрите их с ребёнком, потрогайте. Поверните ребёнка спиной к себе и водите по спине малыша то одним, то другим предметом. Пусть он угадает каким, пусть сосредоточиться на своих ощущениях.
  4. Дайте ребёнку многоступенчатую инструкцию: два раза топни, один раз хлопни и покружись. Ребёнок сначала слушает, потом выполняет. А теперь пусть сам придумает аналогичное задание для вас и заметит допущенные вами ошибки.
  5. Пусть малыш бежит по комнате, предварительно выслушав инструкцию: «Ты будешь бегать, но если я топну - встань на одной ноге, а если хлопну – присядь».

 

Мышление малыша до 3 лет наглядно-действенное. Он действует методом проб и ошибок, познавая мир через непосредственные действия с предметами. Средний дошкольный возраст 4-5 лет – период расцвета наглядно-образного мышлениями.   Старший дошкольник 5-7 лет овладевает словесно-логическим мышлением: обобщает, классифицирует и исключает, действует по аналогии, устанавливает логические закономерности, понимает скрытый смысл выражений и изображений.

Как развивать?     Игры для развития мыслительных способностей очень простые и увлекательные:

1.Учимся обобщать и классифицировать. «Назови домашних животных» (овощи, фрукты, мебель, посуду, одежду и т.д.) «Назови одним словом»

  1. Учимся анализировать и исключать.«Что лишнее и почему?» Например: чашка, тарелка, диван, кружка.
  2. Действуем по аналогии.«Продолжи за мной» Понедельник, вторник … Стол, стул, кровать….
  3. Логически последовательно излагаем свои мысли. «Составь рассказ по картинкам».
  4. Расширяем словарный запас.«Скажи наоборот» (чистый – грязный, быстрый – медленный, добрый – злой и т.д.)
  5. Развиваем сообразительность, закрепляем знания об окружающем.«Закончи предложение» (Ты видишь глазами, а слышишь…. Кошка мяукает, а корова…. Птица летает, а змея…… и т.д.)
  6. Почему про Золушку можно сказать: « У неё золотые руки»?

 

Память младшего дошкольника непроизвольная преимущественно двигательная и зрительная. Запоминается всё самое яркое, необычное, интересное. Дети раннего и младшего дошкольного возраста обычно обладают хорошо развитой механической памятью. Если интеллект малыша сохранен, он способен запоминать механически большие объёмы материала. Многие родители гордятся тем, что их кроха наизусть рассказывает «Муху – Цокотуху» или «Доктора Айболита». Постепенно по мере развития речи ребёнок овладевает словесно-логическим запоминанием.

Как развивать?    

  1. «10 слов» Зачитываете ребёнку 10 слов, среди которых существительные, прилагательные, глаголы. Ребёнок должен воспроизвести 4-6 слов, порядок значения не имеет. Если вспомнит больше – отлично.
  2. «Чего не стало?» Выставьте на стол 5-7 игрушек, заберите одну, когда малыш закроет глаза.
  3. «Повтори рисунок по памяти»
  4. Прочитайте рассказ или сказку. Пусть ребёнок нарисует рисунок по произведению.
  5. Чаще беседуйте по прочитанному, вспоминайте содержание давно прочитанных сказок, стихов, рассматривайте фотографии, вспоминайте. Так активизируется долговременная память, ребёнок учиться припоминать по вашему заданию.
  6. Самое главное – заучивание наизусть. Для этого не обязательно сидеть и повторять. Можно вспоминать стихотворение во время прогулки, во время похода в магазин, во время купания, во время отхода ко сну и т.д.

 

Воображение – самый удивительный психический процесс! Несмотря на то, что воображение взрослого гораздо богаче воображения ребёнка, дети гораздо чаще, чем взрослые используют воображение для познания окружающего мира.  Активное развитие воображения начинается после  трёх лет. К этому возрасту малыш накопил достаточный багаж знаний, способен обращаться к своему прошлому опыту, владеет яркой образной памятью и образным мышлением. В этом возрасте яркое воображение играет с ребёнком злую шутку: он может бояться бабу Ягу, монстров и т.д.Всегда надо помнить: чем больше знает ребёнок, тем активнее и богаче его воображение.

Как развивать?    

  1. Займитесь сочинительством, придумайте сказку по названию, например, «Как волк стал добрым». Можно придумать рассказ по имеющемуся началу.
  2. Можно придумывать необычные способы использования обычных предметов. (Утюг – колоть орехи, пожарить яичницу, высушить варежки зимой и т.д.)
  3. «Ленивый художник» Нарисуйте на листе бумаги несколько закорючек, пусть ребёнок дорисует и превратит их во что-либо.
  4. Чаще рисуйте, лепите, вырезайте, придумывайте нетрадиционные способы рисования: пальчиками, мятой бумагой, рисование на подносе с манной крупой и т.д.
  5. «Изобрази в движении, а я отгадаю»
  6. Фантазируйте «Что будет если…»

 

Придумывайте аналогичные игры и к школе ваш малыш достигнет необходимого уровня развития произвольного внимания, памяти, воображения и мышления. Он научится внимательно выслушивать инструкции и объяснения учителя, будет стремиться достигнуть намеченной цели преодолевая возникшие трудности. Гибкость и быстрота мышления позволят ему быть догадливым и сообразительным.

 

Желаю успеха!

Комментарии и ответы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *