• Реализация стандартов дошкольного образования

    Ещё раз о стандарте… Интервью Натальи Валентиновны Гребёнкиной – начальника отдела дошкольного образования департамента образования и науки Тюменской области интернет-изданию «Детские сады Тюменской области»

    Интервью Александра Асмолова,
    директора Федерального института развития образования

    Создание условий, обеспечивающих оптимальную двигательную активность детей

    Больше игры и движения.

    Чтобы создать идеальную предметно-развивающуюся среду, самим педагогам необходимо быть мобильными, творческими людьми, так как это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям и улучшениям. Именно с такой позицией педагоги нашего ДОУ подошли к реализации данной задачи.

    Особенность условий двигательной активности это необходимость наличия пространства. Идея с перемещением столов в группе стала находкой для реше-ния этой проблемы. С помощью перестановки мебели в различных вариантах, нам удается изменить площадь, проектирование пространства, а также достичь её трансформируемости. С этой же целью были приобретены складные кровати, которые освобождают значительную часть пространства и используются педагогами, как дополнительные составляющие информационного, образовательного и игрового поля для дошкольников. Это позволило нам использовать спальни, тем самым расширив возможности перемещения детей.

    Еще одна наша находка в части вариативности среды – превращение коридоров учреждения в игровое пространство, где созданы разнообразные площадки: площадка больших настольных игр (футбол, бильярд); велосипедная площадка; игровая площадка; «дорожки здоровья»; площадка тренажерного оборудования и др. Открытое и доступное для самостоятельного перемещения пространство за пределами группы, как оказалось, очень притягательно для детей и побуждает их к двигательной активности.

    В каждой группе насыщенность среды дополняют яркие, с современным дизайнерским решением спортивные уголки, в которых представлен широкий спектр игр, оборудования, пособий, пользующихся популярностью у детей, так как реализуют их потребность в движении. Все доступно для ребенка, расположено в легких передвижных контейнерах.

    Большой интерес вызывают пособия, оборудование полифункционального характера. Мягкие модули позволяют выстроить лабиринты, туннели, а могут служить матом, еще и средством перемещения (лошадки, машины и т.д). Компактный физкультурный центр используется как оборудование для лазанья, перешагивания, как заборчик – змейка, для забивания голов это подходящие ворота, для укрепления рук здесь удобно подтягиваться и виснуть. Стоит его перевернуть – вот вам отличный автобус или домик. Мягкий «частокол» тоже используется для совершенствования разных видов движения (перешагивание, подлезание, координация движений и т.д), а кроме этого он замещает боксер-ские груши, легко перемещаясь, он служит оборудованием для организации эстафет и других игр.

    Активизации двигательной активности детей на прогулке способствуют, оборудованные на участках, современные, многофункциональные игровые комплексы (МАФы). Их яркость, необычность приковывает к себе внимание детей и побуждает их испытать свою ловкость, меткость, сноровку.

    Вся предметно-пространственная среда, как в нутрии учреждения, так и на улице соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности ее использования.
    Мы стремимся сделать жизнь наших детей насыщенной, интересной.

    Волкова Л.А. — заместитель директора МАДОУ

    «Детский сад № 40 — ЦРР» г. Тобольска

    О новом в дошкольном образовании.

                    О значимости дошкольного образования для ребенка  от 2 до 7 лет современные родители  информированы из разных источников.  Но о самоценности дошкольного детства, необходимости сохранения его уникальности,   многие их них  впервые услышали из уст воспитателей детского сада. С изменениями в законодательстве, которые связаны, прежде всего, с введением  федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования,  наступили новые времена, когда в дошкольных учреждениях происходит самая настоящая ломка старых подходов в  воспитании дошкольников. Взамен жесткой регламентации детской деятельности, устройства окружающей предметно- пространственной среды, командного руководства детским   коллективом формируются новые отношения  между детьми, родителями и педагогами. На смену прежним требованиям  пришли: гибкий режим дня, связанный с жизненной ситуацией и состоянием здоровья ребенка,   совместная нерегламентированная  деятельность взрослых и детей, построенная, прежде всего  на интересах дошкольника, поддержка инициативы ребенка в различных видах детской деятельности. Наметился  кредит доверия родителей  современному воспитателю. А самое важное и порой с трудом принимаемое изменение – это  смена акцентов: дошкольный возраст – это не период  подготовки к следующему жизненному периоду.  Сложилось неправильное восприятие, что настоящую жизнь живут только взрослые люди,  а остальные к чему-то  только готовятся: малыши — к детскому саду, дошкольники — к школе, школьники — к взрослой жизни.  На самом деле настоящая жизнь начинается с момента рождения и если ребенок ради какой-то будущей цели будет ущемлен в детстве  в потребностях в игре,  в движении, в своем  творческом выражении,  то это никогда   не восполнится  в дальнейшем. Ребенок  должен радостно и счастливо прожить очень короткий отрезок дошкольного  детства сообразно своим потребностям и возможностям, а больше он никому и ничего не должен. Поэтому современная  школа готовится к приему первоклассников  с учетом индивидуальных особенностей каждого и  в соответствии  с требованиями стандартов нового поколения.  В детстве  нужно наиграться, напрыгаться, набегаться, удовлетворить свою природную любознательность, приобрести опыт умения договариваться, без конфликтно разрешать различные споры, вступая в диалог, научиться быть терпимым к чужому мнению.

                         Ребенку-дошкольнику необходимо создать такие условия, в которых он сможет активно познавать и исследовать окружающий мир,  без ограничений  свободно двигаться. Накопленный опыт в игровой деятельности в разных социальных ролях, сформированные в дошкольном детстве  навыки общения, различные  умения, самостоятельность  и творческий подход в решении различных жизненных ситуаций  поможет ребенку успешно адаптироваться в школьных условиях, что значительно важнее раннего обучения чтению и письму. Опыт многих родителей  показывает, что досрочный перевод ребенка из мира детства  во взрослую жизнь,  с напряжением физических сил, преодолением себя и постоянно возникающих проблем, мало кому принес пользы. Вернуться в детство невозможно, поэтому и  не нужно торопить дошкольника проживать мир по взрослым меркам.

                             Еще один аспект нового федерального стандарта дошкольного образования  предусматривает важнейшую роль родителей в образовании ребенка. Образовательный эффект значительней в том случае, если  родители знают, чем занимается  их ребенок в детском саду, а дома обсуждаются и закрепляются полученные умения и навыки.  Как правило,  влияние родителей сильнее влияния педагогов, потому что для ребёнка родители – самые близкие люди, они эмоционально значимее всех остальных.

     И самое важное  в современном образовании дошкольников, что федеральный  государственный образовательный  стандарт-  это комплекс норм, правил и требований, который  объединяет усилия  педагогов и родителей  на становление личностных характеристик каждого ребенка  к окончанию детства