• Из опыта работы Глазуновой И.И.

    Дата: 2020.12.01 | Категории: Из опыта работы | Метки:

    Камешки Марблс– как средство интеграции технического и художественно- эстетического образования.

    Как мы знаем, STEAM-технология — это интеграция технического и художественно-эстетического образования, которая направлена на увеличение потенциала мыслительно-интеллектуального и личностного развития детей.

    Преимущества STEАM технологий:

    — развивают творческую активность;

    — развивают познавательную инициативу;

    — развивают самостоятельность;

    — помогают выработать инженерные навыки;

    — развитие навыков работать в команде и др.

    Поиск новых технологий, способствующих развитию данных навыков привел нас к  нетрадиционному использованию  камешек  Марблс.  Подбор специальных заданий, приемов, игр  нам помог адаптировать данный материал  под STEАM технологию.

    Камешки Марблс и декоративные камешки это яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал, отвечающий потребностям детей в эстетическом познании мира, способствующий психоэмоциональному благополучию. В процессе целенаправленных упражнений с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется познание мира, повышается мотивация(личностный аспект развития ребенка), осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности, в созданных условиях – развиваются навыки работы в команде и интеллектуальные способности.

    Данная игра -одна из самых популярных детских игр на Западе –это игра в камешки

    или,  как  ее  еще  называют,  игра  в  Марблс.  Можно  с  уверенностью

    предположить, что игра в Марблсведет свою историю от времен нашего

    пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время

    мелкой галькой или шариками из глины. Но благодаря креативным педагогическим идеям и способностям современных  детей, можно смело ее считать инновационной.

    Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым и

    детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними.

    Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у

    современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичнымигрушкам.

    Игра позволяет привнести эмоциональный эффект в занятие или любое мероприятие; повысить мотивационную и познавательную активность, способствует более тесной взаимосвязи педагогов и родителей. Ребенок испытывает ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видит оценку своего труда. Для этого, на мой взгляд, лучше всего подходит работа с ребенком в игровой, динамичной,  эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной форме.

    Камешки – интересный, доступный, природный, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику,  конструировать,  развивать мелкую моторику, восприятие и логическое мышление.

    Шарики и камешки Марблс — яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал, отвечающий потребности детей в эстетическом познании мира, способствующий психоэмоциональному благополучию.Стеклянные шарики– великолепная мозаика, в которой элементы так и норовят укатиться. Попробуй-ка, выложи разбегающуюся мандалу.

    1.Марблс как элемент декора

    Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Их привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой.

    При помощи камешков можноизготавливать украшения, разные поделки или конструкции. Ребенок берёт любой конструктор, собирает постройку, поделку и украшает её камешками Марблс.

    Наряду с такими камешками в работе можно использовать различные фигурки, отображающие реальные изображения: листики, яблочки, звездочки разного цвета, желуди, совы, морские обитатели.

    Их рекомендуется применять в работе ссюжетной картины, например, «Развесь осенние (весенние) листики на дерево», «Осенью в саду созревают яблоки», «На дубе выросли желуди», «Подводное царство» и.т.д.

    Картины и узоры дети в начале года выполняют, используя шаблоны, по образцу или по замыслу, а также по словесным инструкциям педагога. В течение года, по мере взросления детей, сложность заданий и рисунков увеличивается.

    Все это способствует  развитию технического творчества ребенка, что и является одним из Преимуществ STEАM технологии.

    2.Рисование шариками Марблс

    Очень интересен метод рисования с помощью Марблс (доступен для детей от 3 лет).

    Для выполнения задания понадобится: картонная коробка с высокими краями, на дно которой нужно положить белый лист бумаги, Марблс, жидкая гуашь или любые другие жидкие краски. Затем нужно капнуть на бумагу краску и катать шарики по коробке. Когда рисунок высохнет, можно капнуть краску другого цвета и запустить чистые шарики.

    Получившиеся картины похожи на разноцветные нити. Во время рисования дети не просто катают шарик хаотично, а перемещают его из угла в угол (по диагонали), от одной стороны к другой (с права на лево, сверху в низ), необходимопрокатывать шарик через краску. Это еще и экспериментирование,

    мы брали шарики и получали линии, и брали многогранники и рисунок получался из точек и брызг. Применяя шарики Марблс можно развивать фантазию и творчество, активизировать мыслительную деятельность, развивает координацию.

    1. Еще один из нетрадиционных приемов – это «Рисование на песке» — или игры с песком, когда человек берет в руки песок, начинает его пересыпать, наблюдая за движением песчинок, разравнивать или просто поглаживает песок. Песочные игры полезны для детей, страдающих гиперреактивностью, тревожностью и речевыми проблемами. Дети с удовольствием рисуют на песке. А если взять руки камешки Марблс и при помощи этих камешков создать рисунок на песке, водить камешками по песку, декорировать. Создавать на песке композиции при помощи различных мелких игрушек, разыгрывание знакомых сказок или придумывание своих историй. Эти игры успокаивают детей, легко и естественно формируют представление об окружающем мире, навыки самоконтроля и саморегуляции,

    что также является  Преимуществом STEАM технологии

    Развитие межполушарной асимметрииРисование сразу двумя руками развивает межполушарную асимметрию, то есть взаимодействие правого и левого полушарий мозга. Когда наши полушария «дружат», мы становимся быстрее и сообразительнее. Заниматься этим важно с раннего возраста, когда головной мозг в активной стадии развития

    Развитие пространственной ориентации

    Попросите ребенка: «Нарисуй в середине нашего подноса яркое солнышко». Ребенок находит середину, если затрудняется, нужно ему подсказать, и рисует солнце. Дальше, в зависимости от знаний малыша, рисуем картину в пространстве: просим изобразить облако над солнышком, под ним домик, справа от домика дерево. Можно добавить фигурки: «Положи бабочку под солнышко, птичку над домиком», и так далее

    Это помогает выработать инженерные навыки, это также одно из составляющих  STEАM технологии.

    Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Применение камушков Марблс – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.Важно отметить, что помимо развития у детей  творческих способностей,  данное пособие позволяет нам интегрировать его  для решения  других задач.Практически все математические представления (кроме временных), которые необходимо сформировать у детей старшего дошкольного возраста при помощи камешков «Марблс», которые привлекают внимание детей разнообразием красок, форм, материалов, позволяют быстрее и качественнее усвоить ту или иную поставленную задачу. Например, разнообразие форм камешков можно использовать при решении задач на уточнение известных геометрических фигур и их элементов (вершин, углов, сторон) и некоторых их свойств или представлений о многоугольниках. Можноиспользовать камешки разного цвета и формы на формирование умений ориентироваться на ограниченной плоскости (лист бумаги, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение, выложить схему или  смоделировать  какой либо объект и т.д.).

    Очень важно отметить, что области применения этих материалов в работе с детьми очень разнообразны, и даже на одном занятии вполне возможно включать игры с камешками, направленные не только на формирование математических представлений, но  логического мышления, познания окружающего мира.  Применять их можно даже в хорошо знакомых детям играх, таких как «Шашки», «Крестики – нолики» и других.

    Формирование у детей логического мышления также можно соотнести с использованием этого дидактического материала, который сначала можно использовать для умения «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве, самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (камешки разных цветов, форм), например, дидактические игры «Графический диктант», «Дорожки»…

    1. Игры с камешками Марблс
    1. Игра «Секрет» (шарики прячут не только в песке, но и в снеге или соломке)
    2. Дидактические игры ( «Четвертый лишний» «Зрительная память», «Положи капельку на высокий пенек, (величина)» , «Положи… справа, сверху, внизу, слева» (ориентировка на пространство) и др.
    3. Математические игры («Сосчитай», «Математический диктант», «Веселый счет», «Бабочки и цветочки» (на счет), «Из каких фигур состоит машина, домик?»)
    4. Сенсорные и тактильные игры («Камешки», «Найди и угадай», «Сухой бассейн», «Найдем предмет», «Угадай-ка», «Чудесный мешочек»,)
    5. Звуко-буквенный анализ(«Знакомство с буквой», «Назови один-много», «Слоговой анализ и звуковой анализ слов» и др.)
    6. Логические игры и игры с правилами:«Паттерны» (логические ряды), «Крестики-нолики» ( с речевыми заданиями), «Шашки», «Мини-гольф», «Мини-футбол».
    7. Арт-терапевтические игры и стихи «Семья камешков», «Закончи сказку», «Сказка» ,«Выучи стишок наизусть» (на развитие связной монологической и диалогической речи) и др. (Приложение №___)
    8. Рисование с помощью камешков «Марблс» (Придумай картинку «Лето», «Весна», «Морские обитатели» и.т. д.).
    9. Самомассаж с камешками Марблс.
    10. Физкультминутки (динамические паузы).

    Поэтому можно сказать, что применение нетрадиционного материала – «Марблс» в образовательном процессе  способствует развитию у дошкольников  творческих способностей и попутно навыков и умений, отвечающих запросам современного общества – на удовлетворение которых направленыSTEАM технологи.Многообразие форм и оттенков, яркость материала способствует привлечению детей к ним, а, следовательно, повышается концентрация внимания, развиваются волевые качества, терпение, усидчивость и творческое мышление.

    1. «Релакс»«Сад камней»

    Игры с камнями оказывают положительное влияние на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность.

    Работа с разноцветными камнями вызывает положительную реакцию ребенка: радость, улыбку, эмоции. В силу радостных эмоций, сопровождающих действия с камешками, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей.

    kameshki_1 kameshki_2 kameshki_3 kameshki_4