• Из опыта работы Муфтахитдиновой З.А.

    Дата: 2018.04.22 | Категории: Из опыта работы | Метки:

    Познание мира в игре

    Существуют разные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость и силу, третьи – эмоциональную сферу и т.д. А знаете ли вы, что существуют игры, которые развивают эмоциональные, интеллектуальные, физические способности одновременно. В системе!

    Все они являются основой технологии Н.А. Зайцева, педагога, автора оригинальной методики обучения грамоте.

    В чем сущность технологии?

    1.Базируется на работах классиков отечественной науки о человеке – исследованиях И.М.Сеченова, И.Павлова и др.

    2.Содержит оздоровительные факторы:

    -обеспечивает высокий уровень двигательной активности;

    -развивает правильное дыхание;

    -сохраняет зрение;

    -способствует формированию положительных эмоций.

    3.Выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития

    ребенка, через отношение и деятельность. И строятся его отношения на восприятии, наблюдении, чувствах, опыте.

    4.Позволяет интенсивно играть обучаясь, а не наоборот. И ребенок в короткие сроки осваивает сложный и обширный по объему материал.

    5.Отказывается от фонемного принципа и берет за основу складовой.

    6.Дает возможность ребенку развиваться в заданном ему природой направлении и темпе.

    Что такое грамота?

    Это умение читать, считать, писать. Для каждого умения Н.А.Зайцев уникальные пособия.

    Таблица «Стосчет» — это набор картонных полос с рядами чисел от 0 до 9,

    от 9 до 19 и т.д. до 99, в котором десяток представлен пирамидкой из кружочков, или двумя рядами квадратиков.

    Основная задача «Стосчета» — знакомство с цифрами, числами и четырьмя

    математическими действиями, представление любого числа в четырех его

    образах (звуковом, графическом, количественном и составном).

    «Кубики» — это сами кубики, различающиеся по цвету, размеру, звуку наполнителя,  и таблицы со складами, соотнесенными по звонкости-глухости, твердости-мягкости. (склад-это осознаваемое мускульное усилие

    речевого аппарата: это каждая буква сама по себе, согласная с гласной или согласная с ь,ъ).

    «Пишу красиво» — это карточки, на которых буква разложена на   элементы.

    Все эти пособия, плюс «Рисую. Читаю. Пишу.», складовые картинки,

    «Загадки» и др. составляют ту развивающую среду, в которой ребенок более

    активно, с интересом и удовольствием познает окружающий мир.

     

    Итак, что это за удивительные игры?

    1.Я и моя семья.

    Составим из кубиков, напишем указкой по таблице имя ребенка, ма-ма, па-па, имя сестры и т.д. По «Стосчету» покажем, сколько лет ребенку, маме и т.д. Напишем, где живет семья.

    2.Поезд.

    Поставим паровозик, за ним – вагончики из кубиков. Каждое слово – вагончик. Кто в этом вагончике поедет? Ка-тя. А маму возьмем? Ма-ма и т.д.

    Поезд отправляется, гудок. Едем-едем, станция. Все пошли гулять. Гуляйте, дети, сюда не смотрите, — в это время вагон переставили. Где едет Катя? Кто в этом вагоне?

    Что происходит в играх такого типа?

    Определение и осознание себя в мире людей, воспитание любви и уважения к семье, близким людям. Обучение грамоте. Реализация двигательной активности.

    3.Магазин.

    Выкладываем из кубиков название товаров. Отправляемся в магазин, покупаем желаемый товар, т.е. читаем, «печатаем» чек на «стосчете».

    Эта игра знакомит с предметным миром, мобилизует возможности ребенка.

    Оживляются малоактивные дети.

     

    4.Чепуха

    Предлагаю ребенку найти себе друга или подругу. Каждый выбирает по три кубика. Получаются слова-бессмыслицы, приводящие детей в восторг.

    Как вариант игры, предлагаю придумать толкование своих слов. Слова и истории дети придумывают сами. В каждом случае это рождение уникального результата творчества. Предлагаю каждой паре найти себе в друзья другую пару. И теперь готовые четверки, объединив свои кубики, пытаются составить новое слово.

    Это возможность детям самостоятельно найти способ договорится о комбинации и о том, каким образом они это сделают (не попробовав согласовать свои действия, дети не смогут сами задумать и реализовать общее дело).

    Так происходит развитие коммуникативных умений.

    5.Загадки.

    Загадала загадку, а они отгадать не могут. Отгадку в таком случае выкладываем из кубиков. Или загадки напечатаны на полосках картона с номерами отгадок, а отгадки соответствующим номером на отдельных карточках.

    Ребенок запоминает много загадок, загадывает их друзьям, родителям, знакомым.

    Это есть и развитие речи, художественное и абстрактное мышление, знакомство с культурой народа.

    Параллельно закрепляем знание чисел.

     

    6.Пословицы и поговорки.

    Чья команда больше прочитает?

    Это и отработка навыка чтения, и усвоение морально-этических норм.

     

    Играйте с ребенком, чтобы помочь ему познавать мир легко, с интересом, с удовольствием.  Успехов!