• Из опыта работы Полуяновой Е.Е.

    Дата: 2013.04.10 | Категории: Из опыта работы | Метки:

                           Полуянова Е.Е. — воспитатель МАДОУ

    «Детский сад № 40 — ЦРР» г.Тобольска

    «Сенсорное   воспитание  детей, как  основы  умственного

    развития посредством     дидактической   игры.»

                            Эпоха    информатизации   требует   от подрастающего    поколения  владения широким  спектром  знаний, и задача  педагога на современном  этапе – не давать  готовые  знания, а  научить  ребенка   добывать  эти  знания   самому, мыслить   самостоятельно  и    творчески. Дошкольный возраст  характеризуется    продолжением  развития   психических   функций,  основных   сенсорных   систем, приводящий  к  более  точному  и  дифференцированному  восприятию    окружающего   мира. Сенсорный, чувственный  опыт  служит  источником  познания   мира. В раннем  детстве ребенок   особенно  чувствителен   к   сенсорным  воздействиям. Значение сенсорного   развития  в  раннем  и  дошкольном   детстве  трудно переоценить. Именно  этот  возраст  наиболее  благоприятен  для   совершенствования  деятельности   органов   чувств, накопления  представлений  об  окружающем   мире. Еще  выдающиеся ученые   в области  дошкольной   педагогики  и  психологии (А.В.Запорожец, А.П.Усова, Е.И.Тихеева, Н.П.Сакулина   и  др.)  справедливо  считали, что в процессе   сенсорного  воспитания   у  детей  формируются  все  психические процессы – внимание, память, речь, мышление, воображение, что  является предпосылкой  для  становления  всех  видов  детской  деятельности – игровой, продуктивной, трудовой, предметной.

    [Изображение не найдено]

              Чем  больше  дети  познают, тем  богаче   будет  их сенсорный  опыт, тем  легче  и проще  им будет  развивать   моторику, и  все это  позволит  успешно  обучаться  в   школе. Ведь  одно  из  наиболее  часто  встречающихся   проявлений — неготовности  ребенка  к    школе – недоразвитие  ручной   умелости, т.е. неумение   ребенка  выполнять  целенаправленные  действия  руками. Дети не  умеют  рисовать, раскрашивать, копировать  простейшие  узоры, соединять  точки, а  иногда даже  просто  держать  в  руках  ручку. Поэтому  особую  роль  в  подготовке   ребенка  к  школе  играет формирование  у него графомоторных  навыков. Для  их  развития используем  различные  задания в  обводке  и  раскраске  шаблонов, копировании графических упражнений, завязывание, развязывание  узелков и  бантиков, заплетание  косичек  на  пособии «куколка», пальчиковые  гимнастики, массаж  пальцев и  рефлексотерапия кистей рук с помощью грецких  орехов, шишек, массажных  мячей с шипами, катушек, карандашей. «Пальчиковый бассейн», наполненный  песком, крупами, горохом, позволяющий механически воздействовать на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Разноцветные прищепки – это готовый тренажер. Многократное повторение движений —  сжимание и разжимание с усилием делают отличную тренировку пальцев рук.

    [Изображение не найдено]

          Разнообразные  пособия,   предназначенные  для  развития  мелкой   моторики  пальцев   рук,   помогают совершенствовать  графомоторные   умения, развивать  зрительное  и кинестетическое  восприятие, зрительно — двигательную  координацию, произвольность  путем  копирования  графических   рисунков, формируют произвольность  поведения, речевые, сенсомоторные  навыки.

    [Изображение не найдено]

                Таким  образом, все  это позволяет  сделать вывод  об эффективности и целесообразности   применения   дидактических   игр и  пособий, в  совместной   и  самостоятельной    деятельности  детей   по сенсорному воспитанию, как  основы  умственного   развития.

    Литература:

    1.ВенгерЛ.А. Об умственном  развитии  детей   дошкольного  возраста.//Дошкольное   воспитание .-1972.№1.- с.30-35.

    2.Елкина А.И., Фортунова Е.Я. Сенсорное  воспитание  дошкольников.- М.: Владос- пресс,2000.-с. 89-92.

    3. Пилюгина  Э.Г. Занятия  по сенсорному  воспитанию.- М.: ТЦ «Учитель»,2004.- с.217-219.

    4.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному  воспитанию.- М.: Владос- пресс,1988.- с.57-62.