• Из опыта работы Тушаковой Н.Б.

    Дата: 2013.07.30 | Категории: Из опыта работы | Метки:

    Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

        Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
    Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашей группы.
    В группе «Огонек» созданы все условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
    Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос: «как?» и «почему?»

    [Изображение не найдено][Изображение не найдено]
    Есть два вида ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.
    Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

    [Изображение не найдено][Изображение не найдено]
    Второй вид ориентировочно – исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определенны взрослым.
    •     На первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно;
    •     На втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск);
    •     На высшем уровне, третьем, уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.
    В процессе детского экспериментирования дети учатся:

    • Видеть и выделять проблему;
    • Принимать и ставить цели;
    • Решать проблемы;
    • Анализировать объект или явление;
    • Выделять существенные признаки и связи;
    • Сопоставлять различные факты;
    • Выдвигать гипотезы, предположения;
    • Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
    • Осуществлять эксперимент;
    • Делать выводы;
    • Фиксировать этапы действий и результаты графически.