• Из опыта работы Ярославцевой Т.М.

    Дата: 2018.07.05 | Категории: Из опыта работы | Метки:

    Ярославцева Т.М.

    Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

    В федеральном государственном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется развивающей функции образования, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. Именно сенсорное развитие является условием успешного умственного и физического развития ребёнка, от того, насколько ребёнок осязает окружающий мир.

    Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Развивается восприятие и формирование представлений о внешних свойствах предмета: форма, цвет, величина, запах, вкус. Так как ребёнок в этом возрасте познаёт всё через игру, важная роль в развитии сенсорных способностей отводится дидактическим играм.

    Именно во время дидактических игр развивается познавательная деятельность, приобретаются навыки в игровой деятельности, развиваются память и наблюдательность.Используя различные методические (наглядные, практические, словесные, игровые) приёмы мы решаем задачи:

    • Формируем представление о цвете, форме, величине предмета, положении в пространстве;
    • Устанавливаем отношение сходства и различия (подбираем пары одинаковых предметов или их изображений);
    • Различаем качественный состав (много – мало, большой – маленький);
    • Осуществляем классификацию по одному из признаков.

    Для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста используются следующие виды дидактических игр:

    1. Игры, направленные на развитие восприятия величины, формы  и цвета:

    -Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

    -Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

    -Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

    1. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

    Игры на сенсорное развитие используются не зависимо от режимных моментов – и во время прогулки и перед обедом, когда накрывают на стол, и в вечернее время. Главное, чтобы при подборе дидактического материала соблюдались принципы наглядности, доступности и прочности.

    Сенсорное развитие – процесс постепенный. Вначале некоторые дети могут испытывать затруднения, не достаточно точно представляют свойства каких-либо явлений. Только систематичность и последовательность проведения дидактических игр положительно влияют на процесс обучения. Но игры на повторение не должны копировать предыдущую игру.

    Дидактическая игра выполняет функцию контроля за сенсорным развитием детей. А так же позволяет осуществлять личностный подход в обучении.  Заинтересованность ребенка в игреразвивает инициативу, самостоятельность. Чтобы поддержать интерес воспитатель должен импровизировать в этом помогают дидактические игры, выполненные своими руками.

    В дидактической, как ив любой игре, важная роль принадлежит к созданию ситуации успеха для каждого ребенка. Ласка, как поощрение, поддержка и помощь в случае неудачи, так воспитатель влияет на эмоциональное состояние детей. От чувства комфорта зависит, насколько ребенок открыт  к получению новых знаний об окружающем мире.

    sensorika-1 sensorika-2 sensorika-3