Глазунова И.И. - педагог МАДОУ
"Детский сад № 40 - ЦРР" г. Тобольска
Познание в дошкольном возрасте носит преимущественно эмоционально-образный характер и основывается на большой любознательности, пытливости ребенка. Ориентировка в этом возрасте представлена и как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Возникают специальные способы ориентации, такие как экспериментирование с новым материалом и моделирование. Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическими преобразованиями предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи, зависимости, эти преобразования превращаются в своеобразную деятельность, в которой осуществляется познание свойств объектов. Так же можно сказать и о ручном труде, и изготовлении макетов.
Главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта.
Большое значение макетирование имеет в развитии детского игрового творчества. Макет - это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты. Макет может быть: напольным, и тогда он имеет более крупные конструкционные объемы; настольным, тогда размер ограничивается размером стола или его части; подиумным (на специальных подставках-подиумах); настенным в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний - картина.
Макетирование создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с разным по фактуре, по качеству, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.
Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок способствует выразительности речи.
Тесна связь макетирования и математики. В процессе работы дети закрепляют такие математические понятия, как пространство, количество, размер и др.
К макетированию привлекаются родители. Они помогают собрать природный и бросовый материал. В наше время “бросовый материал” может пополниться пластиковыми упаковками из-под йогуртов, кефира, конфет, сюрпризных яиц и другой мелочью.
Советы педагогам при создании макетов.
- Помогите а, не подавляйте инициативу ребёнка.
- Сначала делать – потом играть? (создавать и осваивать макетное пространство в игровой форме).
- Приветствовать применение разнообразных техник, их объединение и взаимодополнение.
- При организации режиссерских игр в макетной игровой среде необходимо использовать варианты игр с предметами – заместителями.
- Макеты – карты (ландшафтные макеты) предполагают достаточно широкий спектр возможных игровых тем.
Детьми и родителями нашей группы были созданы разнообразные макеты и уголки экспериментирования. Они постоянно пополняются различными материалами и оборудованием.
Макетирование занимает достойное место как в организованной, так и в свободной деятельности детей.
Добавить комментарий