Детский сад №40 - Центр развития ребенка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тобольска

Концепция «Экспериментирование с элементами творчества как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»


Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Еще раз подтверждается мысль древней китайской мудрости «Если ты хочешь помочь голодному, дай ему не рыбу, дай удочку». Поэтому нам хочется видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Становление ребенка творческой личностью зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач дошкольного учреждения: поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия, поэтому для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

Воспитателю в этом помогает познавательная деятельность, которая помогает приобретать знания самим ребенком. Особое значение играет экспериментирование, при котором цель вначале еще неопределенная, не видна, и только в ходе поиска она проявляется, уточняется. Еще Николай Николаевич Подъязков, сотрудник отделения дошкольного образования и детского творчества российской академии наук и Светлана Николаевна Николаева, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник института психологии педагогических проблем детства российской академии образования, предлагали организовать экспериментальную деятельность таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов, поскольку экспериментальная деятельность у детей дошкольного возраста развивается на основе продуктивного мышления и воображения в процессе становления самостоятельного экспериментирования с различными материалами, требующими определенных усилий и внимания от ребенка.

Что касается экспериментирования с элементами творчества, то оно ориентировано на «тактильно-действенный» способ познания мира (например, при экспериментировании с морскими камнями, дети не только закрепляют свойства и структуру камней, но и подбирают различные техники для росписи их поверхности). Кроме того, такое экспериментирование позволяет осваивать разнообразные предметные действия с инструментами (например, при рисовании на песке используется множество предметов: кисточки, палочки, грабельки, лопаточки). Так же экспериментирование «базируется» на сенсорном опыте детей (например, при экспериментировании с семенами, дети отбирают подходящие по форме семена для создания красочного панно). Всё это приносит детям большую радость, удивление, восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.

Таким образом, экспериментальная деятельность с элементами творчества способствует развитию интересов ребенка, любознательности и познавательной мотивации, формированию познавательных действий, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности.

На основе изученного теоретического материала, анализа диагностики развития детей нами была выделена и определена тема исследования «Экспериментирование с элементами творчества как средство развития познавательных способностей ребенка».

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить, как системное использование экспериментов с элементами творчества будут влиять на познавательные способности детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – влияние разработанного комплекса экспериментов с элементами творчества, направленный на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Наше предположение заключается в том, что если создать развивающую среду и внедрить комплекс экспериментов с элементами творчества, то в результате повысится уровень познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Для того чтобы достичь поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности детей в процессе экспериментирования.
2. Изучить уровень познавательно-исследовательского развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и внедрить в образовательную деятельность комплекс экспериментов с элементами творчества.
4. Создать развивающую среду для творческих экспериментов.
5. Проследить динамику развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Не первом этапе была организованна предметно-пространственная развивающая образовательная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, доступная и безопасная. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выби¬рать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Особое место в группе занимает познавательный центр «Мы познаем Мир». В центре находятся различные емкости (колбы, мерные стаканы, пипетки), приборы (микроскопы, телескопы, бинокли, пинцеты, лупы), природные материалы (семена, камни, ракушки, почва, песок, глина, растения), муляжи (овощей и фруктов, фигурки животных, птиц, насекомых, рыб), картинки, книги, схемы, коллекции (тканей, часов, листьев, зерновых культур). В течение года материал в центре меняется, пополняется, в зависимости от темы, изучаемой в данном месяце. По необходимости вносятся новые материалы и дидактические игры.

Созданная в группе среда позволяет ребенку использовать во время познавательной деятельности необходимые ему материалы и предметы. При этом он хочет «поработать» с данным материалом с разных сторон: пощупать, узнать его свойства, а потом уже получить новый результат или продукт.

А создание нового – это уже творчество. Ребенок проживает с данным продуктом целый день: наблюдает за ним, применяет его в игре как предмет-заместитель. В ходе этой деятельности ребенок сам приходит к выводу о том, для чего он сделал данный предмет. Например, проводя экспериментирование со стеклянными предметами, дети наносят рисунок на стеклянную бутылочку витражными красками и получают чудо - вазу для цветов; или изучая свойства песка, дети с большим удовольствием рисуют на нем, создавая при этом выразительные образы; изучая свойства ткани, дети наносят рисунок акриловыми красками на ткань и получают разноцветную скатерть. Поэтому создав что-то новое, ребенок делает шаг вперед в своем развитии.

Чтобы удостовериться в эффективности внедрения нашего комплекса экспериментирования с элементами творчества на развитие познавательных способности старших дошкольников, была проведена оценка индивидуального развития детей по методическим рекомендациям основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 40 - ЦРР» г. Тобольска в сентябре 2014 года и феврале 2015 года в двух группах старшего дошкольного возраста: в подготовительной экспериментальной группе № 1 и подготовительной контрольной группе № 2.

Результаты отражены в таблице:

Познавательные способности

Группа 1 сентября 2014 1 февраля 2015
Сформи-рованное В стадии форми-рования Несфор-мированное Сформи-рованное В стадии форми-рования Несформи-рованное
подготовительная экспериментальная группе №1 60%(15) 40%(10) 30%(7) 65%(15) 5%(3)
Подготовительная контрольная группе №2 45%(11) 55%(14) 18%(4) 65%(18) 17%(3)

Таким образом, систематическое использование экспериментов с элементами творчества повышают уровень познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Комментарии и ответы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *