Детский сад №40 - Центр развития ребенка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тобольска

Из опыта работы Муфтахитдиновой З.А.


Познание мира в игре

Существуют разные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость и силу, третьи – эмоциональную сферу и т.д. А знаете ли вы, что существуют игры, которые развивают эмоциональные, интеллектуальные, физические способности одновременно. В системе!

Все они являются основой технологии Н.А. Зайцева, педагога, автора оригинальной методики обучения грамоте.

В чем сущность технологии?

1.Базируется на работах классиков отечественной науки о человеке – исследованиях И.М.Сеченова, И.Павлова и др.

2.Содержит оздоровительные факторы:

-обеспечивает высокий уровень двигательной активности;

-развивает правильное дыхание;

-сохраняет зрение;

-способствует формированию положительных эмоций.

3.Выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития

ребенка, через отношение и деятельность. И строятся его отношения на восприятии, наблюдении, чувствах, опыте.

4.Позволяет интенсивно играть обучаясь, а не наоборот. И ребенок в короткие сроки осваивает сложный и обширный по объему материал.

5.Отказывается от фонемного принципа и берет за основу складовой.

6.Дает возможность ребенку развиваться в заданном ему природой направлении и темпе.

Что такое грамота?

Это умение читать, считать, писать. Для каждого умения Н.А.Зайцев уникальные пособия.

Таблица «Стосчет» - это набор картонных полос с рядами чисел от 0 до 9,

от 9 до 19 и т.д. до 99, в котором десяток представлен пирамидкой из кружочков, или двумя рядами квадратиков.

Основная задача «Стосчета» - знакомство с цифрами, числами и четырьмя

математическими действиями, представление любого числа в четырех его

образах (звуковом, графическом, количественном и составном).

«Кубики» - это сами кубики, различающиеся по цвету, размеру, звуку наполнителя,  и таблицы со складами, соотнесенными по звонкости-глухости, твердости-мягкости. (склад-это осознаваемое мускульное усилие

речевого аппарата: это каждая буква сама по себе, согласная с гласной или согласная с ь,ъ).

«Пишу красиво» - это карточки, на которых буква разложена на   элементы.

Все эти пособия, плюс «Рисую. Читаю. Пишу.», складовые картинки,

«Загадки» и др. составляют ту развивающую среду, в которой ребенок более

активно, с интересом и удовольствием познает окружающий мир.

 

Итак, что это за удивительные игры?

1.Я и моя семья.

Составим из кубиков, напишем указкой по таблице имя ребенка, ма-ма, па-па, имя сестры и т.д. По «Стосчету» покажем, сколько лет ребенку, маме и т.д. Напишем, где живет семья.

2.Поезд.

Поставим паровозик, за ним – вагончики из кубиков. Каждое слово – вагончик. Кто в этом вагончике поедет? Ка-тя. А маму возьмем? Ма-ма и т.д.

Поезд отправляется, гудок. Едем-едем, станция. Все пошли гулять. Гуляйте, дети, сюда не смотрите, - в это время вагон переставили. Где едет Катя? Кто в этом вагоне?

Что происходит в играх такого типа?

Определение и осознание себя в мире людей, воспитание любви и уважения к семье, близким людям. Обучение грамоте. Реализация двигательной активности.

3.Магазин.

Выкладываем из кубиков название товаров. Отправляемся в магазин, покупаем желаемый товар, т.е. читаем, «печатаем» чек на «стосчете».

Эта игра знакомит с предметным миром, мобилизует возможности ребенка.

Оживляются малоактивные дети.

 

4.Чепуха

Предлагаю ребенку найти себе друга или подругу. Каждый выбирает по три кубика. Получаются слова-бессмыслицы, приводящие детей в восторг.

Как вариант игры, предлагаю придумать толкование своих слов. Слова и истории дети придумывают сами. В каждом случае это рождение уникального результата творчества. Предлагаю каждой паре найти себе в друзья другую пару. И теперь готовые четверки, объединив свои кубики, пытаются составить новое слово.

Это возможность детям самостоятельно найти способ договорится о комбинации и о том, каким образом они это сделают (не попробовав согласовать свои действия, дети не смогут сами задумать и реализовать общее дело).

Так происходит развитие коммуникативных умений.

5.Загадки.

Загадала загадку, а они отгадать не могут. Отгадку в таком случае выкладываем из кубиков. Или загадки напечатаны на полосках картона с номерами отгадок, а отгадки соответствующим номером на отдельных карточках.

Ребенок запоминает много загадок, загадывает их друзьям, родителям, знакомым.

Это есть и развитие речи, художественное и абстрактное мышление, знакомство с культурой народа.

Параллельно закрепляем знание чисел.

 

6.Пословицы и поговорки.

Чья команда больше прочитает?

Это и отработка навыка чтения, и усвоение морально-этических норм.

 

Играйте с ребенком, чтобы помочь ему познавать мир легко, с интересом, с удовольствием.  Успехов!

Комментарии и ответы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *