Детский сад №40 - Центр развития ребенка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тобольска

«Мы фантазёры»


Глазунова И.И., Наймушина З.Ф., Витовская М.В.

Детское словотворчество является закономерным процессом, без которого ребенок не смог бы «почувствовать» свой родной язык, а, значит, и овладеть им в полной мере. Детское словотворчество свидетельствует о том, что ребенок не просто перенимает и копирует речь взрослых людей, он еще и анализирует их слова, критически оценивает, контролирует. Поэтому не нужно думать, что в усвоении ребенком родного языка действует только память. У ребенка в это время совершается огромная мозговая работа, он требует логики от каждого слова и, если не находит ее, то выдумывает.
Детское словотворчество – то есть сам процесс создания ребенком новых для него слов, которые зачастую так умиляют взрослых, характерен для младшего дошкольного возраста. В возрасте пяти-шести лет ребенок уже запоминает достаточно много основных речевых оборотов, которые используют взрослые, и потребность в формировании собственных новых слов угасает естественным образом. Чтоб не исчезла у детей способность придумывать новые слова, сочинять сказки и рассказы мы  используем в своей работе различные приемы развития словотворчества.

Дидактические игры на развитие словотворчества у детей дошкольного возраста:

Складки – загадки

Слово заблудилось

Чудо - дерево

Шкатулка со сказками

Подбери словечко

Сочини сказку на новый лад.

Старая сказка с новыми героями

Составление рассказов по схеме и мнемотаблице с внесением изменений:

Измени окончание рассказа

Добавь волшебный или реальный предмет в рассказ

Поменяй действие в рассказе

Сочинения ребят мы записали и оформили  стенгазету «Мы фантазёры»

Подвижные, хороводные игры , в которых меняется герой.

Н-р.  «Заинька»

Заинька, походи, серенький, походи.

Вот так-этак походи.

Вот так-этак походи.

Заинька, покружись, серенький, покружись.

Вот так-этак покружись.

Вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой,

Вот так-этак топни ножкой.

Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так-этак попляши,

Вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись.

Вот так-этак поклонись,

Вот так-этак поклонись.

Дети выполняют движения по тексту, а затем меняем зайку на мишку или лисичку.

 

 

Ребята из старших групп проявили свои словотворческие способности  во время «Турнира». Тема турнира  «Домашние животные».

Команды «Лесовичок – речевичок» и «Рябинки – говоринки» состязались в умении 1. «Придумать не существующее животное» путём замены первого звука в названии. Корова-зорова-норова-шорова…

  1. «Соедини двух животных и получи новое» Кошка +Лошадь=Кошадь и т.д.

3 Составление рассказов по схеме и мнемотаблице с внесением изменений:

Измени окончание рассказа

Добавь волшебный или реальный предмет в рассказ

Поменяй действие в рассказе

изображения не найдены

изображения не найдены

изображения не найдены

изображения не найдены

изображения не найдены

Комментарии и ответы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *