Детский сад №40 - Центр развития ребенка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тобольска

Что такое волевое поведение?


Автор: педагог-психолог Антипина Н.А.

Давайте вместе с вами составим портрет волевого человека. Как вам кажется, какими особенностями личности обладают волевые люди?

Волевой человек сам умеет организовать свою работу и свой отдых. Доводит начатое дело до конца, выполняет намеченное, обладает собранностью, целеустремлённостью, не пасует перед трудностями и т.д. Вот если бы наши дети выросли именно такими!

Действительно, дошкольники 6-7 лет могут уже самостоятельно поставить задачу, запланировать ход ее выполнения и в соответствии с планом решить.  К концу дошкольного возраста у ребенка должно быть сформировано умение контролировать свое поведение в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. На уроке ученик должен проявить умственные усилия для решения поставленных задач и усидчивость при выполнении однообразной и продолжительной работы.

Если волевая сфера у ребёнка не развита, если в полной мере управлять собой он не может, то им начинает управлять кто-то другой. Так формируется зависимая личность.

Как же проявляются черты зависимого поведения?

  • Ребёнок готов согласиться с другими, чтобы не быть отвергнутым.
  • Затрудняется начать какое-то дело самостоятельно, постоянно просит помощи, не уверен в себе.
  • Добровольно идёт на нарушение поведения, на выполнение унизительных и неприятных работ с целью получить одобрение значимых для него лиц.
  • Плохо переносит одиночество, готов на значительные усилия, чтобы его избежать.
  • Боится быть отвергнутым.
  • Легко раним, расстраивается при малейшей критике или неодобрении со стороны.
  • Не способен нести ответственность за свои действия.

Что способствует этому?

  • Отсутствие у ребёнка домашних обязанностей.
  • Отсутствие необходимых запретов. Ребёнок не может сознательно удерживать себя от нежелательных поступков и прогнозировать последствия своего поведения.
  • Пример безвольного поведения родителей, отсутствие единых требований в семье.
  • Авторитарный или попустительский стиль воспитания или обучения.
  • Особенности нервной системы: тип темперамента, наличие гиперактивности, тревожность, интеллектуальная недостаточность и т.д.

Часто родители говорят: «Мой ребёнок может проявить свою волю: когда ему что-то хочется, он будет просить, пока не получит этого». Или так: «Если ему что-то нравится, он  долго этим занимается и совсем не устаёт». Ни о каком волевом поведении здесь речи не идёт. В первом случае это упрямство, а во втором хорошая работоспособность.

А волевое поведение? Как же его увидеть? Вот простой пример: малышу хочется побегать, а мама легла отдохнуть. Ребёнок терпит, ждёт, когда мама проснётся и играет в спокойную игру. В волевом поведении всегда присутствует борьба желаний или борьба мотивов, как говорят психологи.  Требования разума и совести становятся предпочтительнее иных, непосредственно привлекательных потребностей.

Для того, чтобы проявлять волевые качества, человек должен обладать дисциплинированностью, самостоятельностью, решительностью и целеустремлённостью.

Для воспитания этих качеств необходимы:

  • Твёрдый режим дня. Точное выполнение режима приучает к порядку, организованности и дисциплине, а это основа для развития и воспитания воли.
  • Воспитание самостоятельности. Надо заботиться о том, чтобы разумно организовать самостоятельность ребенка, давать ему различные поручения, следить, чтобы, выполняя их, он не отвлекался, преодолевал бы трудности, встречающиеся во время игр и занятий, и доводил начатое дело до конца.
  • Формирование у малыша умения удерживать себя от неразумных желаний и поступков. Это поможет ребёнку не нарушать правила и требования жизни, научит противостоять отрицательному влиянию.

Желаю успехов!

 

Комментарии и ответы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *