«Использование здоровьесберегающих технологий
для развития детей в МАДОУ «Детский сад №40-ЦРР» г.Тобольска
Согласно Закону «Об образовании в РФ» целью дошкольного образования является формирование общей культуры, развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил название здоровьесберегающие технологии – это система мероприятий, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. ФГОС дошкольного образования предусматривает не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Для реализации задач охраны и укрепления здоровья детей, снижения детской заболеваемости, в нашем саду разработана комплексная программа «Здоровье».
Реализуя задачи программы, используются следующие формы работы и здоровьесберегающие технологии:
- Физкультурные занятия с компонентом корригирующих упражнений, традиционные занятия, занятия с использованием тренажеров, по интересам, тренировочные и др.
- Оздоровительный бег в осенне-весенний период.
- Самомассаж.
- Утренний прием на улице (в соответствии с температурным режимом).
- Гимнастика после сна, которая включает ходьбу по корригирующим коврикам,
- дыхательную гимнастику и обширное умывание холодной водой.
- Динамические паузы во время занятий,
- Занятия по валеологии и т. д.
- Коррекционные технологии
- Сказкотерапия
- Музыкатерапия
- Психогимнастика
- Ритмопластика
- Игровой стретчинг
- Гимнастика в бассейне
- Фитбол
Я хочу поделиться опытом работы по использованию фитбола. Что такое фитбол? Фитбол в переводе с английского «мяч для опоры»,
Фитбол - гимнастика с использованием больших мячей. Большой легкий мяч не только создает веселую атмосферу и делает занятия с детьми эмоциональными и яркими, главная ценность в том, что фитбол тренирует сердце, дыхательную систему и вестибулярный аппарат, укрепляет мышцы корпуса, развивает координацию движений.
За счет механической вибрации и амортизационных функций мяча при выполнении упражнений улучшается обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвоночных дисках и внутренних органах. Эти упражнения оказывают благоприятное воздействие на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекции осанки.
Упражнения на мячах доступны всем, независимо от возраста и состояния здоровья: этот вид гимнастики уникален тем, что в нем практически отсутствует ударная нагрузка на нижние конечности и сердечно - сосудистая система работает в щадящем режиме.
С чего я начала свою работу по внедрению фитбола?
- Прошла краткосрочное обучение на ФПК иППС Тюменской академии по патологии опорно-двигательного аппарата у детей и подростков ЛФК.
- Разработала план коррекционной работы с ослабленными и частоболеющими детьми.
- Разработала комплексы утренней гимнастики с использованием больших мячей и постепенно ввела их в различные структурные компоненты занятий: общеразвивающие упражнения, основные движения.
1 этап работы с детьми предполагает включение фитбола в индивидуальную работу. Предоставила ребенку самостоятельно познакомиться с новым для него оборудованием, поиграть с мячами.
2 этап - дети самостоятельно садиться и удерживают равновесие на мяче. Кажется это просто, но на начальном этапе ребенку сложно даже сидеть. Обязательно нужно обратить внимание при посадке на мяч, чтобы угол между голенью и бедром составлял 90 градусов, это необходимо по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей, также для эффективности выполняемых упражнений. Сначала проводила занятия небольшими подгруппами под легкую музыку. Дети занимались 4-5 минут, что связано с большой нагрузкой на мелкие мышцы спины, постепенно увеличивая продолжительность до 20-25 минут в зависимости от возраста, физической подготовленности и состоянии здоровья. Темп упражнений средний и медленный.
Как же я построила последовательность коррекционно-оздоровительной гимнастики на мячах?
- Подготовительная - разогревание организма и создание эмоционального настроя.
- Основная часть – физическая нагрузка чередуется с отдыхом и расслаблением. Сюда я включаю игры: «Лягушки и цапля», «Ветер северный и ветер южный», «Светофор», «Два и три», «Льдинка ветер и мороз», «Мы веселые ребята», «Быстрая гусеница», «Зайцы и медведь», «Найди себе пару» и другие игровые упражнения, которые придают эмоциональную окраску занятию.
Сначала дети выполняют упражнения сидя на мяче и в прыжке – развитие координации выносливости;
-упражнения лежа на мяче( на груди, спине)-коррекция осанки и тренировка силовой выносливости мышц.
3.Заключительная часть- расслабление и аутотренинг. Растягивание и расслабление мышц спины.
Большое разнообразие упражнений фитбол - гимнастики позволяет детям использовать мяч как предмет; выполняя упражнения с мячом в руках в разных и.п. (стоя, сидя, лежа), а также броски, удары о пол.
Мяч, как опора применяется сидя верхом на мяче. Можно использовать мяч как ориентир при выполнении различных подвижных игр, эстафет (обежать). Как амортизатор и тренажер предназначен для развития силовых способностей мышц рук и ног (зажимы мяча), а также для развития функции равновесия.
Фитбол в качестве массажера применяется при выполнении упражнений в парах.
Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных задач могут иметь различную направленность:
-для укрепления мышц плечевого пояса
-для укрепления мышц брюшного пресса;
-для укрепления спины и таза;
-для укрепления ног и свода стопы;
-для увеличения гибкости и подвижности суставов;
-для развития функции равновесия;
-для формирования и укрепления осанки;
-для развития ловкости и координации движений;
-для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Из опыта многолетней работы могу сказать, что упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом. Дети, занимающиеся фитбол - гимнастикой, меньше болеют (мониторинг здоровья по итогам 2013, 2014г. показывает снижение заболеваемости воспитанников и улучшение индекса здоровья ) улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости, удовольствия.
Также результативностью является то, что воспитанники детского сада являются участниками общероссийских соревнований «Кросс наций», «Лыжня России», городских соревнований «Спартакиада ДОУ».
Выпускники детского сада продолжают успешно заниматься в спортивных школах и кружках школ города.
Добавить комментарий