Детский сад №40 - Центр развития ребенка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тобольска

Из опыта работы Помаскиной Н.А.


"Использование шишек в деятельности с детьми"

Дошкольное детство – это период интенсивного развития ребёнка. Детский организм очень быстро растет, и в период взросления ребенок познает мир через простейший познавательный процесс ощущения. Ощущения - начальный источник всех наших знаний об окружающем мире.

Различают два вида кожных ощущений - тактильные (ощущения прикосновений) и температурные (ощущения тепла и холода). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, которые дают ощущения прикосновений, тепла и холода. Чувствительность разных участков кожи к каждому из этих видов раздражения неодинаковы. Прикосновение больше всего ощущается на кончиках пальцев, стоп.

Своеобразное положение занимает двигательный анализатор – рецепторы, которые находятся в мышцах и дают информацию о сокращении мышц тела ребенка, а также сигнализируют о некоторых свойствах предметов внешнего мира (через ощупывание, осязание их рукой, ногами).

На основании этих сведений формируется биологически целесообразная деятельность организма.

В дошкольном возрасте главную роль играют осязательные ощущения, они представляют собой комбинацию сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки, стопы ног. С помощью осязания (ощупывания) происходит познание маленьким ребенком мира. Это один из важных источников получения информации об окружающих его предметах. В результате систематических упражнений осязание достигает определенного совершенства, чтобы достигнуть развития ощущений у детей, то необходимо использовать  материал, который вызывает сильные раздражения: это твердые, шершавые предметы с определенными выступами (например, сосновые, еловые, кедровые шишки). Затем используются  предметы более мелкие, гладкие, то есть происходит слабое раздражение, и тогда чувствительность повышается, а кончики пальцев, стопы ног, начинают активно работать, стимулируя ассоциативную деятельность мозга. Неспецифические упражнения-используемые для массажа приводят детский организм в тонус, активизируют работу нервных и мышечных тканей..

Поэтому возникла необходимость так организовать развивающую среду, чтобы она способствовала не только развитию ощущений детей, но и формировала интерес к здоровому образу жизни.

В  соответствии с этим были поставлены следующие задачи:

  1. Сохранение и укрепление здоровья детей.
  2. Развитие тактильных ощущений, используя природный материал.

Решение использовать в своей работе природный материал (шишки) основывалось на том, что он очень знаком детям, прост в использовании, но мало используется в играх, повседневной деятельности.

Чтобы заинтересовать детей массажем с природным материалом, мной в группе был создан уголок хвойного леса нашего края, с корзинкой шишек кедра, сосны, ели которые дети использовали не только в творчестве, но и для игр, самомассажа в течение дня. Сухой бассейн  наполненный шишками часто привлекает к себе детей, а поиск игрушки, киндер – сюрприза среди шишек  делает игру – массаж таинственной и волшебной.  Использовали шишки в  выкладывании цифр, букв, использовали в  двигательной, театральной деятельности.

Игровой самомассаж шишками сосны, кедра, ели с элементами пальчиковой гимнастикииспользуется для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук, стоп, релаксации и повышения иммунитета детей принимается детьми с радостью, задором.

Результатом работы стало повышение мотивации к здоровому образу жизни, а также снижение уровня заболеваемости. Польза самомассажа несомненна и неоднократно доказана на практике, дети стали меньше болеть, повысилась способность лучше ощущать предметы, активизировалась речь детей. Самомассаж в «хвойном лесу» проводится в течение всего учебного года, поддерживая интерес детей стихами, эмоциональным проговариванием, выполняя различные движения.

Самомассаж всегда доступен не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.

Массаж с дарами хвойного леса..

Упражнение 1Сосновая шишка.

  1. Вращение основанием шишки на тыльной стороне рук почасовой и против часовой стрелки /длительность 1 минута /.
  2. Шишки крутить между ладонями как колесо в разных направлениях

/длительность 3 минуты /.

  1. Подбрасывать шишку вверх, ловить двумя руками, затем одной рукой левой, правой /длительность 2 минуты /.

Упражнение 2. Еловая шишка.

  1. Сначала движения выполняются с одной шишкой, затем двумя шишками и вращать их между ладонями /длительность от 1-ой до 3-х минут/.
  2. Катать шишку на тыльной стороне правой, левой рук /длительность 3 минуты /.
  3. Круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук /длительность от 1-ой до 3-х минут/.

Упражнение 3.

Те же упражнения можно делать с грецкими орехами.

Сосновые, еловые и кедровые шишки перекатить по тарелке круглой, затем квадратной, тарелки разной тяжести и из разного материала (пластмассовые, глиняные, картонные). Катать по кругу слева направо, сверху вниз. Сначала по одной, затем по две, три /длительность до 3-х минут/.

Подбрасывание шишек на тарелке /длительность 2 минуты/.

Игра- массаж с еловыми шишками.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

А потом подбрасывать.,

Раз, два, три, четыре, пять.

Еловая шишка щекочет ладошки,

Мы покатаем шишку немножко.

Перекатывать шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения.

Также шишки можно сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно, воздействовать на кончики пальцев и ладошки постукиванием и вращательными движениями, прокатывание шишки от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно.

 

Комментарии и ответы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *