Детский сад №40 - Центр развития ребенка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тобольска

ЗАПРЕТЫ. ПРАВИЛА. ОГРАНИЧЕНИЯ.


Ваш педагог-психолог Шеина М.В.

Здравствуйте, Уважаемые родители, сегодня предлагаю поговорить о «плохом поведении» детей. Можно точно сказать, что за «плохим поведением» часто лежат более глубокие причины, о которых ребенок не может рассказать (сам не понимает). Ему может не хватать внимания или ситуаций, в которых он может проявить свою волю. Так же «плохое поведение» может быть реакцией на запрет, правило или ограничение.

Часто родители сталкиваетесь с тем, что ребенку сложно что-либо запретить. Он возмущается, сердится, обижается, начинает капризничать, закатывает истерику...

Почему он так реагирует?

Разберем несколько причин.

  • Ему пока еще сложно контролировать свои эмоции. Детьми движет принцип удовольствия и все, что встает на этом пути - вызывает недовольство. Весь дошкольный возраст дети постепенно учатся управлять своими эмоциями.
  • У него еще не сформировалось логическое мышление и он не понимает причинно-следственные связи. Поэтому ему непонятна логика запрета/правила.
  • Ограничение противоречит возрастным потребностям ребенка. Ему сложно сидеть тихо-смирно, не шуметь, долго концентрировать внимание, не умеет что-то делать сам и тд., а от него это ждут.
  • Ребенок обиделся, рассердился или испугался, потому что с ним говорят эмоционально, на повышенных тонах. У него начинаются ответные эмоциональные реакции.
  • Если с ним говорят категорично «Нет и все!», «Не будешь я сказала!», «Тебе сказали нет - значит нет!», «Нельзя и все!».
  • Если у взрослых нет единства и согласия в вопросах воспитания. Один взрослый запрещает, другой разрешает и наоборот. Детям в этом случае сложно усваивать правила.

Есть простые рекомендации, которые помогут вам устанавливать правила и границы дозволенного для ребенка, без его возмущений и протестов.

Когда запрещаете что-либо ребенку или ограничиваете - предлагайте ему АЛЬТЕРНАТИВУ (чаще всего - это возможно, надо только чуть-чуть подумать). Дети протестуют против директивных запретов: «Нельзя», «Не трогай», «Не прыгай», «Отойди», «Не шуми» и т.д. Предлагая альтернативу, вы показываете, что понимаете ребенка, учитываете его чувства, желания, готовы идти навстречу и договариваться. Во взрослом мире мы ИМЕННО ТАК обращаемся друг с другом!

Подумайте:

  • Как я могу помочь ребёнку сейчас удовлетворить его потребность по-другому?
  • Как это можно сделать приемлемым, безопасным, допустимым способом?
  • Что я могу предложить?

 

Многое из того, что ребёнку «нельзя», ему «можно»:

 

  • в другом месте;
  • с другим предметом;
  • в другое время;
  • другим образом.

 

Примеры:

 

  • Здесь прыгать нельзя, можно поскользнуться - попрыгай вон там, на подушке.
  • С ножом играть нельзя, он острый - можно вот с этим, пластиковым.
  • Хватать меня за шею не нужно, мне больно - лучше обними меня, вот так.
  • Пластилином кидаться в меня не нужно - кидай его лучше в этот тазик!
  • На стол залезать нельзя - здесь мы кушаем - ты можешь залезть вот сюда.
  • Моей сумкой играть не нужно - вот, что я тебе лучше дам.
  • Здесь шуметь не нужно, я устала - можно шуметь в вашей комнате.

Такие ограничения дети принимают намного легче!

 

Да, есть ситуации, в которых альтернативы НЕТ. Просто нельзя и все. Но их НАМНОГО меньше. Почти всегда альтернатива есть. Старайтесь уходить от директивного, приказного, требовательного тона, не терпящего возражений.
Дети практически всегда против такого протестуют. Вместо того, чтобы говорить ребенку о том, чего ему НЕ ДЕЛАТЬ, говорите ему конкретно, что ДЕЛАТЬ.

Примеры:

  • Вместо «Не бегай» - лучше сказать «Иди спокойно».
  • Вместо «Не шуми» - «Говори тише».
  • Вместо «Не чавкай» - «Жуй с закрытым ртом».
  • Вместо «Не бей брата» - «Скажи словами, чего ты хочешь».

 

В начале это кажется непривычным. Но польза от этого огромная - вы увидите, насколько быстрее ребенок будет идти вам навстречу и выполнять просьбы. Когда он слышит замечание, начинающееся с «не», он не всегда может понять, что именно от него хотят. Маленькие дети даже не задумаются об этом. Более старшие - могут быть слишком увлечены и не будут задумываться «А что именно мама/папа хотят от меня»?

Ставьте глагол в повелительное наклонение (принеси, положи, подойди, отойди, посмотри и т.) и ребенку будет СРАЗУ понятно, о чем вы его просите.

Примеры:

  • Не трогай – Положи на стол.
  • Не мусори – Выброси фантик в ведро.
  • Не балуйся – Смотри к себе в тарелку.
  • Не разбрасывай игрушки – Подними игрушку с пола.
  • Не груби мне – Скажи то же самое спокойно.
  • Не кричи – Говори потише.

Добавляйте при каждом случае «пожалуйста» Согласитесь, так намного понятнее, о чем вы просите!

 

Комментарии и ответы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *